Критика права
 Наука о праве начинается там, где кончается юриспруденция 

14 июня 193 года назад [Редактировать]

14 июня (2 июня по старому стилю) 1823 года родился Петр Лаврович Лавров (1823 — 1900) — философ, публицист, общественный деятель, один из идеологов народничества, автор знаменитых «Исторических писем» и текста «Новой песни», или «Рабочей Марсельезы» («Отречемся от старого мира»), ставшей гимном российского революционного движения.

Родившись в дворянской семье (отец — полковник, друг А. А. Аракчеева) и имея все шансы на блестящую военно-преподавательскую карьеру, Лавров выбрал другой путь: сблизился с кругом Чернышевского, принимал участие в деятельности «Земли и воли». В 1866 году арестован и обвинен в сочинении революционных стихотворений, в связях с Чернышевским, М. Л. Михайловым, П. В. Павловым и пропаганде вредных идей. После девяти месяцев заключения в ордонансгаузе сослан в Вологодскую губернию; в 1870 году бежал за границу, участвовал в деятельности I Интернационала, общества Красного Креста «Народной воли», редактировал издания «Вперед!» (журнал и газету), «Вестник “Народной воли”».

Лавров участвовал в борьбе Парижской Коммуны и стал первым ее историком. Умер в Париже. Похоронен на кладбище Монпарнас.


Из «Исторических писем»:

«Проповедь истины и справедливости шла от убежденных и понимающих единиц в небольшой кружок людей, для которых развитие составляло наслаждение; она образовала в этом кружке восприимчивых приверженцев, к которым примыкали верующие из обеспеченного меньшинства. Сила или соглашение вносили от времени до времени учение истинного и справедливого в закон и в привычку. Как развитые личности из внутренней потребности стремились к воплощению справедливости в дело и к распространению истины, так рассуждающее меньшинство для собственной пользы находило лучшим поделиться частью удобств жизни с большинством и расширить круг знающих до некоторой степени. Я уже говорил, что прочность цивилизации зависела от сознания необходимости подобного расширения. Но понимание распространялось медленно; мелкий расчет всегда побуждал уделять возможно менее удобств другим людям, ограничивать возможно более сферу доступного им знания. Неохота мыслить побуждала видеть во всех новых требованиях времени нечто враждебное общественному порядку, нечто преступное и грешное, а потому монополисты знаний большею частью противились всеми средствами их прогрессу. Они заковывали свои знания в традиционные теории, в авторитетные догматы, сливали эти знания со священным преданием, с сверхъестественным откровением и тем самым старались сделать свое знание недоступным дальнейшей критике. Впоследствии, когда знание стало светским и не могло уже ограждать своих монополизаторов мистическою таинственностью святыни, возникли котерии официальных ученых с определенными шариками мандаринов, с громкими дипломами докторов, профессоров, академиков. Они точно так же старались избавить себя от дальнейшей работы мысли, тщательно замыкая свои котерии, оттесняя из них и заглушая новые силы, которые выставляли слишком смело знамя научной критики; монополисты старались сделать из науки официальной дело привычки и традиции, каким прежде была наука священная. Признанное знание становилось слишком часто врагом критики, врагом научного прогресса. Слабость этого прогресса вызывала неизбежно дурное понимание человеческого достоинства и форм справедливости. Отсюда продолжительная непрочность цивилизаций; отсюда же постоянное стремление их к застою; отсюда, наконец, та крайняя незначительность прогресса в среде человечества, на которую указано в предыдущем письме, несмотря на то что за несколько великих людей в продолжение тысячелетий и за прогресс едва заметного меньшинства заплачено миллиардами жизней, океанами крови, несчетными страданиями и неисходным трудом поколений».

Петр Лавров — «Исторические письма»:

http://www.revkom.com/biblioteka/utopiya/lavrov/lavrov.htm