Критика права
 Наука о праве начинается там, где кончается юриспруденция 

Предупреждение студенту юридического факультета [Редактировать]

 Оноре Домье

 

«Видео на вашем канале YouTube вдохновили меня стать судебным юристом», — написал мне молодой человек, имя которого я намеренно называть не буду. Не буду с одной лишь целью — чтобы не ставить его в неловкое положение. Скажу только одно: он студент второго курса юридического факультета одного из престижных московских вузов.

Безусловно, приятно, что мои рассказы об искусстве судебного представительства воодушевляют будущих юристов выбирать эту стезю в юридической профессии.

Однако вместо того, чтобы поощрить его интерес, я попытался отговорить его и попытаюсь отговорить вас, мой читатель, если вы только раздумываете о вашем профессиональном будущем.

Я хочу предупредить вас, что этот путь не только труден, но полон разочарований, горестей и, простите за высокопарность, скорбей. И, чтобы вы лет так через десяток не плюнули на мою могилу и не упомянули меня недобрым словом, что я подтолкнул вас сделать выбор, который испортил вам жизнь, я хочу предостеречь вас в том, что вы наверняка столкнетесь с одной или даже со всеми из них на своем профессиональном пути.

Я хочу предупредить вас, что…

  • Вы разочаруетесь в человеческой природе. Вы поймете, что главное свойство человека — это лень, а далее следуют невежество, лживость, жадность и зависть. Вы убедитесь, что уважению друг к другу нет места среди людей. Хамство также естественно, как и дыхание. Вежливость — признак слабости, а наглость — признак силы.
  • Вы поймете, что любимое вами право совсем не есть воля народа, возведенная в закон, а лишь возведенная в него воля спортсменов, певцов и представителей прочих шутовских профессий.
  • Вы осознаете, что перед законом далеко не все равны. Более равен тот, у кого больше денег. А норма права это совсем не общеобязательное правило поведения, а инструмент для достижения целей и удовлетворения интересов конкретных людей или их сборищ.
  • Вы уясните, что в суде побеждает не тот, у кого есть субъективное право, предоставленное ему законом, а тот, кто докажет отсутствие этого права у другого. Субъективное право есть иллюзия. И она остается таковой до тех пор, пока ваше право не будет подтверждено решением суда, вступившим в законную силу.
  • Вы осмыслите, что справедливости нет места среди людей. Вы не найдете ее в судах. Если бы она была среди людей, то мы бы любили друг друга. И тогда не было бы следователей, прокуроров, судей, адвокатов и наемных убийц.
  • Вы убедитесь, что стопроцентно выигрываемые дела будут вами проиграны. И не потому, что вы ошиблись в правовой позиции или в доказательствах. Вы будете терпеть поражения только потому, что судьи — это те же люди, только в черных мантиях, решение которых по вашему делу зависит от того, с какой ноги они встали сегодня утром.
  • Вы потеряете уважение к суду, хотя продолжите обращаться к нему «Уважаемый суд». Обращение «Ваша честь» превратится в пустой звук, так как чаще всего там от чести ничего не осталось. Судебная власть — это не власть вовсе, это совокупность профессиональных деградантов, призванных в своей совокупности придавать государственному строю демократический вид. Какая там она власть, если даже для того, чтобы признать записи с видеорегистраторов допустимым доказательством, потребовалась указивка законодателя.
  • Сначала вы подумаете, что там, в судах всех инстанций, дураки сидят. Нет, там не дураки сидят. Там сидят умные профессионалы. Вот только дело-то в том, что это они вас считают дураком. Поэтому, принимая заведомо незаконное или необоснованное решение, они смотрят на вас с легкой улыбкой на устах, да такой, что сразу и не скажешь, насмехаются или издеваются.
  • Вы встретите людей — нет! — людишек, которых вряд ли можно будет отнести к цвету общества. Даже если вы выиграете их проигрышное дело, они будут недовольны вами и вашим гонораром. Их задний крепкий умишко будет назойливо нашептывать им, не давая покоя: ведь ты и так знал с самого начала, что ты победишь в споре, ведь правда на твоей стороне. Им невдомек, что в суде никто, кроме них, правду не ищет. А правда будет та, которая закрепится в решении, устояв во всех инстанциях, до которых им чаще всего и не добраться. Ваши клиенты никогда не признают за вами мастерство судебного представителя, так как ничего в этом не понимают. Они способны оценить лишь мишуру, ложный блеск и фейерверки.
  • Страхи, свойственные профессии, неизменно будут преследовать вас. Никогда вы не сумеете их победить, отделаться или преодолеть их. Вам лишь удастся загнать их глубоко внутрь себя и приучить себя не замечать их постоянного, пусть и тихого воя. Страх публичного выступления, страх публичного унижения вашего профессионального и личностного достоинства со стороны судьи или оппонента, страх сказать глупость или допустить ошибку — вот лишь несколько из двух десятков таких страхов.
  • Но это не самое страшное. Самое страшное, что вы станете профессионально деградировать, даже не замечая этого. Постепенно вы начнете терять веру в людей, право, справедливость. Вы станете черствым и бездушным, потеряете способность сопереживать чужому горю и сострадать. Более того, вы потеряете уверенность в собственных знаниях, ценности собственного опыта, силе собственных навыков. Загнанные жизненными обстоятельствами и рухнувшими ожиданиями сладкой жизни, как у тех телевизионных адвокатов, вы начнете гнать халтуру и отрывать от жизни свое, зарабатывая не качеством, а количеством потока.

Все еще хотите стать судебным представителем? Тогда вперед! Но потом на меня не пеняйте. Я вас предупредил.


Републикация с разрешения автора. Оригинал: zakon.ru