Критика права
 Наука о праве начинается там, где кончается юриспруденция 

30 апреля 133 года назад [Редактировать]

30 апреля 1883 года родился Ярослав Гашек (1883 — 1923), чешский писатель-сатирик, журналист, анархист, комиссар Красной Армии.


Из романа «Похождения бравого солдата Швейка»:


«Военно-юридический аппарат был великолепен. Такой судебный аппарат есть у каждого государства, стоящего перед общим политическим, экономическим и моральным крахом».


«От стен полицейского управления веяло духом чуждой народу власти».


«В то время как здесь короля били тузом, далеко на фронте короли били друг друга своими подданными».


«Если что и произошло, то это лишь чистая случайность и “промысел божий”, как сказал старик Ваничек из Пельгржимова, когда его в тридцать шестой раз сажали в тюрьму».


«Не представляю себе, — произнес Швейк, — чтобы невинного осудили на десять лет. Правда, однажды невинного приговорили к пяти годам — такое я слышал, но на десять — это уж, пожалуй, многовато!»


« — Раньше, — заметил Швейк, — бывало куда хуже. Читал я в какой-то книге, что обвиняемые, чтобы доказать свою невиновность, должны были ходить босиком по раскаленному железу и пить расплавленный свинец. А кто не хотел сознаться, тому на ноги надевали испанские сапоги и поднимали на дыбу или жгли пожарным факелом бока, вроде того как это сделали со святым Яном Непомуцким. Тот, говорят, так орал при этом, словно его ножом резали, и не перестал реветь до тех пор, пока его в непромокаемом мешке не сбросили с Элишкина моста. Таких случаев пропасть. А потом человека четвертовали или же сажали на кол где-нибудь возле Национального музея. Если же преступника просто бросали в подземелье, на голодную смерть, то такой счастливчик чувствовал себя как бы заново родившимся. Теперь сидеть в тюрьме — одно удовольствие! — похваливал Швейк. — Никаких четвертований, никаких колодок. Койка у нас есть, стол есть, лавки есть, места много, похлебка нам полагается, хлеб дают, жбан воды приносят, отхожее место под самым носом. Во всем виден прогресс».


«В сумасшедшем доме каждый мог говорить все, что взбредет ему в голову, словно в парламенте».


« — Самое лучшее, — сказал Швейк, — это выдавать себя за идиота».


Страница Ярослава Гашека в Цитатнике «Критики права»:

http://kritikaprava.org/quotations/39