Критика права
 Наука о праве начинается там, где кончается юриспруденция 

Интервью

Юрий Семенов — Интервью для «Критики права»

Историк и философ Юрий Иванович Семенов — о марксистском понимании права, правовом государстве, российской Конституции, политаризме, клептокапитализме, стратегии левых и многом другом — в интервью для «Критика права». Интервью взято в феврале 2014 г.

«Я исхожу из того, что право — это совокупность, система норм, на страже которых стоит государство. Эти нормы обычно называются законами, можно сказать, что право — это система законов. Законы создаются людьми, которые осознают интересы класса, но ведь люди-то долгое время не подозревали, что существует экономика, объективные интересы: они же не теоретики, — в этом-то и дело, в этом особенность отражения системы социально-экономических отношений, образующих объективное общественное бытие — то самое общественное бытие, которое определяет общественное сознание (в узком смысле этого слова). Люди не подозревали, что есть общественное бытие, поэтому отражение принимает такой характер: люди не знают, что ими руководит, когда вырабатывают ту или иную норму. Поэтому отражение общественного бытия и интересов в праве зачастую не является адекватным, оно часто носит иллюзорный характер: люди могут создавать такие нормы, которые вообще-то и не нужны, которые не отвечают никаким интересам, — правда, они и не соблюдаются обычно в этом случае. А с другой стороны, очень важные нормы могут просто не фиксироваться — даже для того, чтобы не привлекать внимания, так что тут нет автоматического соответствия».

Действительно ли необходимы юристы?

В интервью 1987 года Дункан Кеннеди, один из основоположников критических правовых исследований (Critical Legal Studies), доступно рассказывает о сути и целях этого движения, а также о реакции на него со стороны представителей мейнстримной академической юриспруденции.

«Основная идея КПИ состоит в том, что юристы, судьи и преподаватели своими действиями вносят вклад в укрепление несправедливого status quo и поэтому разделяют ответственность за социальную несправедливость в Америке. Обидная, опасная и пугающая мысль. Если вы говорите об этом истеблишменту юридического образования, эти люди начинают на вас злиться, даже если они постоянно твердят о своей приверженности академической свободе. Оказывается, вызов их собственной добродетели приводит их в бешенство — особенно если это такой вызов, на который они не способны ответить».