20 сентября 36 лет назад [Редактировать]
2О сентября — день памяти выдающегося советского философа-марксиста Михаила Александровича Лифшица (1905 — 1983).
«Есть ли разница между убийством с целью грабежа и убийством насильника?» — спрашивал Ленин. В самом деле, чем можно ответить на этот вопрос, требующий прямого выбора? Идеей мирного сопротивления злу? Но даже сторонники этой теории завели у себя танки и самолеты, как только они создали свое государство. Идеалом чистой науки? Но за последние десятилетия наука так запуталась в делах мира сего, что ею злоупотребляют не меньше, чем любой революционной идеей. Стоять же воплощенной укоризной над своей эпохой, придумывая для нее устрашающие названия, вроде “эпохи дезагрегации”, “эпохи отчуждения”, “эпохи страха”, это вообще не выход для серьезной мысли, это нравственная поза, не более.
При известных обстоятельствах насилие есть неизбежная, хотя и тяжкая необходимость. Было бы недостойным тактическим приемом отрицать тот факт, что Маркс говорит об этом с неустрашимой честностью, презирая мещанские фразы. Но только для обывателя, спокойного или взбесившегося под влиянием мировых событий, суть революции состоит в насилии. На деле это лишь одна из ее сторон, и далеко не главная» («Карл Маркс и современная культура»).
«Государство и право как суррогаты, заменители действительной ассоциации и сотрудничества людей, как отчужденные формы действительного содержания (результат недостатка его собственного развития). На это мало обращали внимания» («Что такое классика»).
«Освобождение современного общества от господства его же собственных “отчужденных” сил может быть достигнуто лишь завоеванием власти самими народными массами, организованными в государство типа Парижской коммуны. Все это следует из основного содержания взглядов Маркса — его экономической теории. Главной особенностью этих взглядов является учение об исторической миссии рабочего класса, о диктатуре пролетариата» («Эстетические взгляды Маркса»).