Критика права
 Наука о праве начинается там, где кончается юриспруденция 

Проблема достоинства человека в трудах К. Маркса и ее парадоксы [Редактировать]

 Баррикада в Мангейме. 1848 г. Гравюра XIX в.

1. В современном подходе к пониманию достоинства человека в «Международном билле о правах человека» ясно видна низкая методологическая культура: понятие «достоинство человека» принимается в качестве исходного понятия, но оно никак не раскрывается. А поэтому последующее изложение оказывается сугубо эмпирическим.

Методологическая беспомощность четко проявляется и в таком документе Совета Европы о правах человека, как, например, книга «Медицина и права человека» (Москва, 1992), в которой излагаются результаты многолетних исследований по этой теме, проведенных под эгидой Совета Европы. Основное содержание книги сводится всего лишь к простому изложению казусов, и провозглашается, по сути дела, принципиальный отказ от обобщений.

2. В общеупотребительном значении (Словарь русского языка. М., 1957. Т. 1) достоинство человека понимается как уважение к себе, сознание своих прав, своей ценности. Следовательно, достоинство человека в обыденном сознании есть сознание, во-первых, своих прав, во-вторых, ценности своей личности.

3. Права человека и мораль, исследование этой проблемы в трудах К. Маркса.

Права человека — установления, относящиеся к сфере права и политики. Так их и трактует К. Маркс. Права человека рассматриваются К. Марксом как права, возникшие с возникновением буржуазного общества и представляющие собой права человека в буржуазном обществе.

С возникновением и дальнейшим развитием буржуазного общества, с устранением феодальных привилегий, показывает К. Маркс, происходит отделение, точнее, отчуждение сферы политики, где все равны перед законом, от гражданского общества, где общность есть общность частных собственников, где общность есть средство для реализации частной собственности. Да и политическая сфера служит средством для реализации частной собственности.

На примере наиболее радикальной и последовательной, наиболее откровенной буржуазной конституции — конституции Великой буржуазной революции — К. Маркс доказывает, что основные права человека — свобода, равенство, собственность (т. е. частная собственность) — есть права обособленных друг от друга эгоистических индивидов, права своекорыстия, что эти права отражают положение изолированных индивидов, которые относятся к другим индивидам, к обществу и к общности как к средству для удовлетворения своих целей, своих потребностей, как к отчужденным от себя.

В самом деле, свобода определяется в Декларации прав человека 1791 г. как право делать все то и заниматься всем тем, что не вредит другому, т. е. устанавливает границы движения каждого без вреда для других. Следовательно, «... право человека на свободу основывается не на соединении человека с человеком, а, наоборот, на обособлении человека от человека» (К. Маркс). Право на частную собственность это «практическое применение права  человека на свободу» (К. Маркс), это право по своему усмотрению, безотносительно к другим, независимо от общества пользоваться своим имуществом и располагать им, т. е. оно — право своекорыстия» (К. Маркс).

Равенство. Равенство есть равенство вышеописанной свободы: «Равенство состоит в том, что закон для всех одинаков, — защищает ли он или же карает» (Конституция 1795 г.). «Следовательно, ни одно из так называемых прав человека не выходит за границы эгоистического человека, человека как члена гражданского общества, т. е. как индивида, замкнувшегося в себя, в свой частный интерес, в частный произвол и обособившегося от общественного целого. Человек отнюдь по рассматривается в этих правах как родовое существо: напротив, сама родовая жизнь, общество рассматриваются как внешняя для индивидов рамка, как ограничение их первоначальной самостоятельности» (К. Маркс). Единственная связь, объединяющая этих индивидов — естественная необходимость, частный интерес, сохранение своей собственности и своей эгоистической личности.

Как же обстоит дело с моралью и достоинством человека?

Во-первых, мораль оказывается подчиненной сфере права и политики, что фиксируется и в общеупотребительном значение слов «достоинство человека» (как осознание прав человека). Гегель угадал положение морали, нравственности в буржуазном обществе: мораль, нравственность анализируется им в философии права.

Во-вторых, чем в большей мере общество является обществом частных собственников, изолированных индивидов, тем в большей мере их отношения регулируются правом, политикой, а не моралью, тем меньшее значение играет в обществе мораль.

В-третьих, свобода и равенство есть прежде всего и главным образом свобода и равенство частных собственников. Следовательно, основой свободы и равенства в буржуазном обществе служит частная собственность и, таким образом, достоинство человека фактически, реально определяется частной собственностью (а значит, и имущественными различиями), но отнюдь не значением человека, хотя формально все равны перед законом и, следовательно, все, имея формально равные права, обладают и формально равным достоинством.

4. Ценность личностей. Характеристика личности именно с точки зрения ее ценности есть частный случай рассмотрения с этой точки зрения природы, человека, мира, созданного человеком. Понятие «ценность» приобретает значение с установлением господства товарно-денежных отношений. При господстве товарно-денежных отношений все, в том числе и человек, индивид, вовлекается в их орбиту и получает цену. Все может быть продано и куплено, все может быть оценено и оценивается. Человек, его качества, свойства становятся товаром, а значит, также и вещью. Знаменитый психотерапевт Фриц Перлз справедливо считает, что «наш (современный — В. В.) человек — мертв, он кукла, и его поведение действительно очень похоже на поведение трупа, который позволяет окружающим делать с собой все, что угодно, хотя и сам, одним своим присутствием, воздействует на них определенным образом». Но задолго до Ф. Перлза К. Маркс, как ни один ученый, ни один мыслитель в мире, глубоко понял и объяснил, что человек в буржуазном обществе, в мире господства частной собственности, господства товарно-денежных отношении, в рыночном обществе низведен до положения товара, а значит, также и вещи.

Следовательно, поскольку человек низведен до положения вещи, постольку отвергается его человеческое достоинство.

5. С позиций К. Маркса и действительного, а не мнимого марксизма, человек есть высшая ценность для человека и главная стратегическая задача — создание общества, в котором люди свободно соединились бы в обществе, относясь каждый к каждому не как к средству, а как к цели.

Такое общество в определенном отношении противоположно буржуазному, рыночному обществу изолированных, эгоистических индивидов, каждый из которых относится к себе как к цели, а к другим как к средству.

К. Маркс предпринял гигантские усилия для осознания реальных путей, способов, средств и т. д. достижения собственно человеческого общества, подлинно человеческих отношений.

6. К. Маркс показал, что той основой, на которой покоятся права человека, ценность личности, представления о правах человека и ценности личности, служит господство товарно-денежных отношений, господство рынка.

В обмене продуктами труда обособленных производителей каждый из них обменивает, отчуждает продукт труда, который удовлетворяет потребность кого-то другого, чтобы получить за него эквивалентный продукт других (или другого), способный удовлетворить его потребность.

В эквивалентном обмене существуют свобода (каждый обменивает для удовлетворения своих потребностей и притом именно таким образом, что удовлетворяет потребность других), равенство (обмен, в закономерном случае, есть обмен эквивалентов), частная собственность (обмениваются обособленные собственники).

Но процесс обмена, обращения товаров и денег — поверхностная сфера, в ней царят свобода и равенство. Маркс не ограничивается исследованием обмена, исследованием рынка, как это делают вульгарные экономисты, как поступает в современном буржуазном обществе подавляющее большинство ученых-экономистов.

К. Маркс не просто фиксирует движение товаров и денег, а вскрывает его противоречия, которые ведут в глубь рыночного общества, в сферу производства товаров, и открывает, что в основе видимого рая прирожденных прав человека: равенства, свободы, частной собственности — лежит скрытый ад капиталистического производства, где царит неравенство и несвобода, где частная собственность обнаруживает себя как созданная главным образом не самими собственниками, а людьми, лишенными ее. Прикрытие этой наготы «рыночного общества» распределением фиговых листков-акций среди наемных работников лишь прикрывает, но не устраняет их положение в качестве наемных работников.

Но не только в аду буржуазного производства, а и в видимом раю товарно-денежного обращения, в видимом раю рынка, если присмотреться беспристрастно, бескорыстно и поглубже, можно выявить блеск адского огня. Эгоизм, низведение человека до положения вещи, до положения «живых трупов», духовно мертвых людей, манекенов, манипуляторов и манипулируемых, отрицание, но сути дела, человеческого достоинства — это все отблеск пламени ада в раю «свободного рыночного общества», пламени, которое нельзя погасить, не преодолев «райскую» систему «свободного предпринимательства», чему и была отдана жизнь гениального мыслителя, великого ученого К. Маркса.

Проблема достоинства человека в трудах К. Маркса и ее парадоксы // Этика прав человека: Материалы международной конференции. Тула, 1994. С. 60-64.

Статья в электронном виде: http://theory.red.