Критика права
 Наука о праве начинается там, где кончается юриспруденция 

29 июля 99 лет назад [Редактировать]

29 (16) июля 1917 года в передовице № 7 газеты «Социалист-революционер» (издавалась гельсингфорсской группой левых социалистов-революционеров-интернационалистов) комментировалось постановление Временного правительства от 12 июля того же года, которым восстанавливалась смертная казнь на фронте и создавались так называемые военно-революционные суды:

«Смертная казнь на фронте приказом Временного правительства восстановляется.

Революция отменила смертную казнь. Бывший министр юстиции Керенский актом отказа от узаконенного убийства провел резкую грань между судопроизводством царя и революционным правом. Теперь эта грань стерта. Приказ о введении смертной казни подписан военным министром Керенским.

“Революционная дисциплина”, которой было так много говорено, в этой войне, оказалась неприменимой. Не изменилось содержание войны, не изменились ее задачи, и не могли измениться средства для успешного ведения ее.

Старому существу войны к лицу лишь старые формы дисциплины. Старый строй знал это и был прав. В переживаемый нами момент истории нельзя быть нелогичным – железная воля событий обязывает к последовательности. Смертная казнь только на фронте – это тоже нелогично. Для успешного ведения и развития войны в район действия “узаконенного убийства” должна быть введена вся страна. Где та граница, которая отделяет фронт от тыла? Разве фронт – это самостоятельная единица, не зависящая от хода жизни в стране и не накладывающая своей печати на жизнь страны? И если сегодня смертная казнь признана необходимой на фронте, завтра она станет такой же необходимостью и в тылу. Это будет. К этому мы идем.

(…) … если в мартовские дни, когда классовое ядро революции еще не обнажилось, для русской жизни выразительней всего были речи министра юстиции Керенского, то теперь, после всего пережитого, для характеристики изменившегося положения дел показательными являются приказы военного министра Керенского».