Критика права
 Наука о праве начинается там, где кончается юриспруденция 

4 июня 1971 года [Редактировать]

4 июня — день памяти философа и литературного критика Георга (Дьёрдя) Лукача (1885 — 1971).


Из эссе «Тактика и этика»:

«В этическом плане никто не может уклониться от ответственности, ссылаясь на то, что он всего лишь человек, от которого судьба мира никак не зависит. Этого никогда нельзя знать наверняка не только объективно (ведь всегда существует теоретическая возможность, что именно от этого человека, от его поступка судьба мира и зависела), — думать так не позволяют этическая сущность человека, его совесть, чувство ответственности. Тот, кто принимает решение не с такой точки зрения, будь он в других отношениях сколь угодно развитое существо, — с точки зрения этики он стоит на уровне примитивной, бессознательной жизни, жизни инстинктов».


Из работы «Ленин. Исследовательский очерк о взаимосвязи его идей»:

«Актуальность революции выражается в актуальности проблемы государства для пролетариата. Но тем самым одновременно перед пролетариатом встает проблема социализма, передвигаясь из дали некоей конечной цели и обретая близость непосредственного сегодняшнего вопроса. Но эта ощутимая близость осуществления социализма опять-таки представляет собой диалектическое отношение и для пролетариата может оказаться роковым механистически-утопически воспринять эту близость как осуществленное бытие социализма только в результате взятия власти (экспроприации капиталистов, обобществления и т. д.). Маркс самым тонким образом проанализировал переход от капитализма к социализму и указал на целый ряд буржуазных структурных форм, которые могут быть искоренены только в процессе длительного развития. Ленин также со всей возможной резкостью проводит здесь линию разграничения с утопизмом. “Ни один коммунист, — говорит он, — не отрицал, кажется, и того, что выражение социалистическая Советская республика означает решимость Советской власти осуществить переход к социализму, а вовсе не признание новых экономических порядков социалистическими”. Таким образом, актуальность революции означает прежде всего социализм как вопрос, стоящий на повестке дня рабочего движения. Однако лишь в том смысле, что за создание его предпосылок необходимо бороться изо дня в день, чтобы те или иные из конкретных повседневных мер уже означали конкретные шаги к его осуществлению».